Главная >> О художнике >> Экстерьерная керамика
Выставка Анатолия Камардина в конце уходящего года Печать E-mail
Одним из наиболее интересных и запоминающихся событий уходящего года в художественной Твери стала персональная выставка заслуженного художника России – керамиста Анатолия Камардина. Как и положено – нам он ее показывает первым, а потом, по всей вероятности, выставка «попутешествует» - ее ждут и в других городах нашей страны, и за ее пределами. Встрече с искусством Анатолия Камардина всегда рады, а его репутация – и художественная, и профессиональная – давно неоспорима в современном российском искусстве.

Любая юбилейная персональная экспозиция, приуроченная к определенной дате жизни или творчества, чаще всего строится по определенным «законам жанра», по давно заведенным канонам. Обычно представлены этапы творческого формирования и роста в развитии и, как правило, в хронологических рамках – с акцентами на особо значительные произведения. Однако, в данном случае, автор практически отказался от ретроспективного показа и избрал другой путь. Выставка «От замысла к воплощению» - не творческий отчет за долгие годы, и здесь экспонируются далеко не все работы, прославившие художника, сделавшие ему «имя», триумфально и многократно прошедшие по многочисленным выставкам. Экспозиция менее всего включает в себя произведения, принесшие славу и высокие награды их автору. Сюда вошли «знаковые», особо дорогие и важные для самого художника вещи, иногда даже «пробы», которые впоследствии еще получат свое развитие, и, может быть, иное воплощение. При всем обилии и многообразии произведений, созданных за несколько десятилетий, Анатолий Камардин счел необходимым провести строгий отбор. Поэтому в экспозиции мы увидим лишь часть уже знакомых нам композиций, которые, по мнению художника, будут продолжать свою жизнь в дальнейшем тематическом и образном развитии. И, конечно, представлены произведения новые, созданные преимущественно в течение последних трех лет. И то далеко не все, а только те, которые автор счел, безусловно «состоявшимися». Художник отказался от традиционной формы «творческого отчета» и взял на себя законное, в данном случае, право доверить зрителю то, что считает для себя истинно важным, ценным и определяющим его дальнейшую творческую биографию.

На выставке экспонируется графика Камардина – отдельные листы, иногда обобщенные в серии. Это задумывалось как демонстрация рождения образа декоративного предмета, как показ предшествующего этапа возникновения керамики, как тот самый «замысел», что заложен в задачи выставки. Но невозможно и неправильно назвать эти графические листы «эскизами» или «рабочим материалом», поскольку они являют собой произведения полные художественно- образного смысла, выполненные с высоким профессиональным мастерством. Графика художника имеет самостоятельную эстетическую ценность. Она превосходно звучит в дуэте с керамикой  Камардина, но вполне заслуженно может выступать «соло».

Идея выставки – это рассказ о том, как рождается образ в душе и мыслях художника, как формируется и набирает силу, окрашиваясь эмоциональными переживаниями и нюансами настроения. Так происходит воплощение идеи – сначала на  листе бумаги (часто многократно, с последующими дополнениями). Наконец, образ обретает рождение в материале, причем иногда в разных вариациях. Свой путь – «от замысла к воплощению» Камардин показывает на выставке. Собственно говоря, путь этот не простой, порою неблагодарный, знаком почти всем художникам. Создание керамики превращает Анатолия Камардина и в рисовальщика, и в скульптора, и в живописца, и всегда – в очень строгого судью самому себе. Он стремится к воплощению собственных задач, достижению желаемого результата, не допуская случайностей.

Настоящая экспозиция являет собой многоликое и богатое единство совершенно разных по темам и сюжетам произведения, разноплановых в способах пластических и художественных решений. В отточенных до настоящего мастерства методах их декорирования. Большинству своих тем Камардин верен в течение всей жизни, но появились и новые герои.  В одной компании органично существуют образы славянской мифологии, посланники богов Древнего Египта, граждане Великого Рима, испанская инфанта, и разбитные русские бабешки, всегда готовые с душой заголосить на все округу. Это собственный взгляд на мир, богатство которого, искусство и культуру, Камардин изучает неустанно. Взаимопроникновение художественных культур, тонкие методы искусства стилизации делают творчество художника «явлением» на протяжении долгих лет. Поразительное сочетание формальных и натурных приемов,  придуманного и реального – мирно соседствуют в его искусстве. Образы героев иногда имеют окраску иронически-гротескогого характера, а ситуации,  в которых они живут доведены до абсурда, но, тем не менее, за всем этим прочитывается классика исполнения в ее чистом виде. На первом месте всегда – истинные ценности – любовь к человеку, к окружающему миру, интерес к проблемам мироздания, уважение к историческим и культурным традициям.

Анатолий Камардин живет здесь и сейчас, а по сути работает с теми же сюжетами и темами и ищет ответы на те же вопросы, что волновали художников и все человечество тысячелетиями. Найти эти ответы невозможно без использования эстетических и духовных ценностей прошлого и постоянного их осмысления. У художника нет узко-бытовых утилитарных вещей. Керамика для него – высокое искусство, которая и в античном мире, и эпоху Возрождения, и в другие времена оказывала сильное и глубокое воздействие на человека. В произведениях Анатолия Камардина, интересных живописными и пластическими новациями, всегда узнаваемым мастерским подчерком исполнения, заключено то, что древние называли: «inner soul” – «внутренняя душа», которая может быть воплощена в любом материале только силой искусства и таланта.

Ольга Пиотровская
искусствовед, член Союза художником РФ
 
« Поздравляем Анатолия Викторовича Камардина   В Твери проходит юбилейная выставка работ Анатолия Камардина »

Ваши покупки

Показать корзину
Ваша корзина пуста.