Энергия игры с материалом Печать E-mail
  1232380138_68941.jpg 


  Трудно говорить об искусстве с коммерческой точки зрения. Прежде всего в произведениях искусства воплощается талант, мастерство, кропотливый труд художника, причем подлинную ценность им придают имя и достижения творческого пути их создателя, а лишь потом они становятся объектами купли-продажи. Продажа – слово, плохо сочетающееся с творчеством, но работа за материальное вознаграждение позволяла и позволяет людям, создающим произведения искусства, выживать во все времена.
Я с детства любил рисовать. Мой отец был художником-самоучкой. Вместе с другом, живущим по соседству (отец которого тоже был увлечен живописью), мы занимались в художественной студии. У нас тогда сложился своеобразный творческий союз: мы с товарищем, заражая друг друга интересом к творчеству, постоянно соперничали, а старшие нас наставляли.
После армии я поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище на отделение керамики. Думаю, подсознательно на мое решение повлияло то обстоятельство, что я вырос буквально на осколках керамики под ногами – в Конакове, где каждую весну все дороги были засыпаны цветными осколками фаянса с Конаковского фаянсового завода. Возможно, поэтому керамика как материал интересовала меня с ранних лет.
Сразу после окончания училища я начал работать художником на сувенирном участке цеха промышленной керамики Калининского стекольного завода. В мастерской завода и происходило мое творческое становление.
В течение первых пяти лет работы я стал участником всевозможных выставок: городских, областных, всесоюзных, где представлял авторские коллекции графических работ и керамических скульптур. В результате меня приняли в Союз художников.
Проработав на заводе 11 лет,  вплоть до закрытия сувенирного участка, я принял решение «пуститься в свободное плавание».

Мастерская

1232295965_20592_1.jpg
1232295965_54522.jpg
«Творческая работа –
это когда «делаешь то,
что хочешь,
ни на кого не оглядываясь».
Такие изделия я
представляю на суд
 зрителей и других
профессионалов,
 не надеясь,
 что получу за них деньги»

Надеяться на то, что мне, как члену творческой организации, Союз художников сможет предоставить помещение для работы, где вдобавок можно будет разместить печь для обжига, было нереально, поэтому сам стал искать помещение и в результате выкупил выведенную из эксплуатации насосную станцию.  
В течение года обустраивал ее под мастерскую: сделал перекрытия, подвел коммуникации, а через 3 года привез из Германии и саму печь. В то время (конец 80–х) через Союз художников можно было брать крупные централизованные заказы, на деньги от которых я и вел реконструкцию. В итоге стал первым керамистом на территории Твери, который сам на свои средства сделал себе мастерскую.

На заказ и для души
В художественной деятельности можно условно выделить два направления: творческая работа и работа на заказ.Работа на заказ – это компромисс в различных вариантах. Есть заказчики, которые честно говорят: «Мы не знаем точно, чего мы хотим», и полностью доверяются моему художественному вкусу, что позволяет работать свободно. Некоторые заказчики, видевшие мои работы, желают получить изделие в стиле понравившегося. В этом случае приходится делать «творческую работу по поводу своей творческой работы» – так работать трудно. Иногда клиенты берут изразцы – например, отделочную керамическую плитку – и хотят как-то по-особенному стилизовать ее – это трудоемкая и не очень творческая работа; при этом я выступаю в качестве высокопрофессионального мастера.Постоянная работа по частным заказам приносит стабильный доход. Это дает определенную свободу: на заработанные деньги я живу, содержу семью и мастерскую, у меня есть время для творческой работы, ведь главное – оставаться художником. Творческие вещи стоят дороже, но они продаются не сразу. Например, один из музеев купил пять моих работ для своей коллекции, к моменту покупки со времени их изготовления прошло 7 лет.
Цена
Стоимость художественного изделия складывается из множества факторов, и главный из них – имя художника. Имя – это знак качества, который определяется наличием работ в музеях и участием художника в выставках определенного класса. К примеру, в 1996 году в Германии проходила выставка «Европейская керамика–96». Отбор мастеров для участия в ней шел по всей Европе, из 1000 керамистов было выбрано 75. В результате я был единственным керамистом, представляющим Россию. Подобные события профессионально ценны для художника, т.к. составляют багаж его творческого признания, который он пронесет через всю жизнь.

При определении цены изделия также имеет значение, где и каким образом продаются работы художника – на улице Трехсвятской или московских галереях. Возможность продавать работы с персональных выставок, за организацию и проведение которых автор платит сам, – действенный инструмент формирования имиджа художника, но многие боятся идти таким путем, т.к. осознанное желание самостоятельно отвечать за свои действия есть далеко не у каждого человека, в т.ч. и художника.

Технология
Художественная керамика – это сугубо ручное мастерство. Неотъемлемым элементом производства керамического изделия является печь для обжига, основным исходным материалом – глина,  средствами декорирования – глазури, эмали, окислы металлов и солей.

Мастеру-керамисту необходимо знание базовых технологий обжига, глазурной росписи, декорирования. Однако помимо профессиональных знаний очень важна и способность оставаться восприимчивым. Удивительно, но при разработке эскизов, тестировании технологий, экспериментировании каждый раз открываешь для себя все новые и новые тонкости керамических техник.
Я работаю один и поэтому принимаю заказы, с которыми могу справиться без чьей-либо помощи. Как только дочка уходит в школу, начинается моя деятельность. Одновременно в разработке (на разных этапах выполнения) находятся 2–3 вещи: творческие и договорные – все переплетается. Изделия технологически неудачные остаются у меня как пробные макеты – в свет выходят только лучшие произведения. Что касается идей… Иногда они приходят спонтанно, иногда рождаются в процессе работы – как элемент игры с материалом.

Тенденции
В советские времена музеи приобретали много работ, в эпоху перестройки наступило затишье. Сейчас у музеев начали появляться деньги, и они стали пополнять свои коллекции. Растет число индивидуальных заказов. Все чаще обеспеченные люди вкладывают деньги в произведения искусства, делая приобретения на выставках. Сегодня в России за предметы искусства платят больше, чем в той же Германии. Характерно, что частные лица не приобретают композиции: понравился конкретный предмет – его и приобрели, музеи же покупают именно композиции. Что касается Твери – покупательная способность в нашем городе низкая – работу стоимостью 50 тыс. руб. продать практически невозможно. Поэтому нет смысла сдавать работы в тверские художественные салоны, в то время как Москва с легкостью поглощает предметы декоративного керамического искусства.
Планы
К лету хочу открыть при мастерской небольшой экспозиционный зал, где будут представлены художественные изделия и сувениры – тем самым сделать шаг в сторону популяризации художественно-керамического искусства в Твери. Дай Бог, он станет городской достопримечательностью, а если еще и принесет доход, то будет совсем хорошо. Скажу честно, что мне не важна оценка моего творчества разными людьми. Достаточно, чтобы другие профессионалы сказали: «Да, вот эта вещь – интересная». К тому же я точно знаю, что если я искренне увлечен выполняемой работой, значит, она понравится кому-нибудь еще, т.к. зритель всегда чувствует заложенную в предмет энергию.
Материал взят с сайта trver.ru
 
« Анатолий Камардин: Мне любые дороги идеи

Ваши покупки

Показать корзину
Ваша корзина пуста.